Образ философа Хомы в повести «Вий»

Фантастическое и реальное в повести Н. Три дня и три ночи Хомы Брута……………………………………………. Любое талантливое произведение обычно многогранно и не может быть сведено к одной единственной формуле, рассматриваться с одной единственной точки зрения. Истина эта в полной мере относится к известной повести Николая Васильевича Гоголя. Осознавая это, раскрытию некоего тайного смысла произведения, которому в школьном курсе литературы уделено незаслуженно мало внимания, и посвящена данная работа. Плодотворным в этом отношении оказалось сличение сюжета повести и отдельных черт образа Вия с сюжетами и образами народных сказок и преданий — русских, украинских, белорусских; с образами мифологических персонажей. Однако до сих пор не обнаружено ни одно произведение фольклора, сюжет которого точно напоминал бы повесть. Часто, фантастическое и реальное заходят одно в другое, особенно в искусстве, потому что оно не просто изображает жизнь, а раскрывает, объективируя то, что совершается в душе человека. Бывает, наоборот, что случай действительный имеет совершенно фантастический характер. Вымышленное, чего не бывает и не может быть.

Почему паночка(ведьма) выбрала Хому Брута? (Повесть"Вий")

Хома был натурой цельной и простой. Ему были несвойственны острые переживания, не знаком опыт противоречий, взлетов и падений. Он не сам приходит к ведьме, его принуждают к этому люди, с которыми он не имеет права спорить.

Иное дело – «Вий»: Хома Брут учится – и, следовательно, живет – в славящий волю, преодоление страха во имя разрушения оков, рабства, хотя бы в не столь дерзновенно и нагло отравлявшее жизнь и не покорявшее ее.

Урок внеклассного чтения по повести Н. На смерть, как на солнце, во все глаза не взглянешь. В этом произведении, являющемся одновременно и повестью, и философской притчей, объединены реалистические и фантастические, бытовые и символические, философские начала. Учащиеся должны были составить дома тестовые вопросы по содержанию повести. Найдите, как автор описывает панночку в эпизодах трех ночей. Язычники считали, что мир двуедин: И образ панночки двуедин: Основной конфликт в произведении.

Хома Брут — добродушный, веселый нравом, любит поесть, выпить, соврать, стащить, что плохо лежит. Он философ, то есть ученик класса философии в бурсе.

Это и повесть, и притча, и объединение реализма и фантастики, бытовые и символические, философское начала. Одиночество и оставленность человека в мире. Страх, Хаос, Смерть и Ничто - постоянные спутники человеческого бытия - вот основные проблемы, поставленные Гоголем в повести. В образе Хомы Брута Гоголь воплотил новый тип философа, основные черты философии которого - одиночество, страх, отчаяние и дерзновение.

Гоголь увидел эти корни в народном мировоззрении.

Ефимова Е.С. Страх и дерзновение Хомы Брута // Литература в школе. – – № 1. Жуко Поэтика трагического и ужасного в повестях Н.В.

И действительно, центром сюжетной линии выступает философ Хома Брут арт. Денис Пьянов , который проходит через испытания, уготовленные для него судьбой — это и страх, и людские пороки, приводящие человека к грехопадению и, в конечном счете, столкновению с самим собой. Тема грехопадения очень ярко выражена во всем спектакле. Начинается он именно с того, что на сцене в квадратной комнате-кубе, визуально уходящей вглубь сцены, стоит аналой со свечей и богослужебной книгой, листы которой переворачивает легкий ветер.

От свечи исходит дым, позади аналоя серебряное свечение, дощатое помещение-куб все расписано иконами. Подобная сценография заявляет о Боге, церкви, религии, вере и грехе, грешниках и святых, набожных и одержимых некой темной силой. И режиссер сталкивает в спектакле грешника Хому сначала со всеми своими порочными мыслями и поступками, а затем с самым главным злом — мертвой панночкой, которую он должен отпеть три ночи. За эти три ночи Хома Брут испытывает глубочайший животный страх перед неизведанным, и встает вопрос: А справится ли он с этим заданием — самым главным в его жизни, или сдастся?

И тут уже в борьбу вступает и сила воли главного героя, и его меняющееся сознание.

Своеобразие фантастики в повести Вий

Это и повесть, и притча, и объединение реализма и фантастики, бытовые и символические, философское начала. Одиночество и оставленность человека в мире. Страх, Хаос, Смерть и Ничто — постоянные спутники человеческого бытия — вот основные проблемы, поставленные Гоголем в повести. В образе Хомы Брута Гоголь воплотил новый тип философа, основные черты философии которого — одиночество, страх, отчаяние и дерзновение.

году, по системе. «Хома у мигдаль» (Стена и башня), были основаны 54 еврейских , «дерзновение»). которое произошло между заговорщиками (Гай Кассий, Марк Брут, Децим Брут и другие) . свой страх и риск, не согласовывая свою военную стратегию с другими консулами.

В Хоме Бруте много черт, роднящих его с запорожцами. Это цельная и мощная натура, ему чуждо и честолюбие, и страх, и корысть. Любил очень лежать и курить люльку. Если же пил, то непременно нанимал музыкантов и отплясывал трепака. Любитель горилки, охотник покутить, даже в страстной четверг захаживающий на свидание к булочнице, — Хома попадает во власть таинственной демонической силы, становится жертвой необузданной страсти порочной панночки. Этот мотив оттенен и историей парубка Миколы, очарованного и соблазненного красотой панночки и в конце концов превращенного ею в золу.

Эта социальная тема и служит основой для реалистической обрисовки образов и всего колорита повести. Бурсак Хома и ведьма-панночка — носители двух различных, враждебных друг другу начал: Создавая образ панночки, Гоголь пользуется романтическими красками, подчеркивая ее демоническую, чуждую народу красоту. Панночка-ведьма — это одновременно и пленительно-прекрасная и злая губительная сила.

Рассказ о мести панночки, о злобном преследовании ею бурсака Хомы, раскрывшего ее ведьмовскую природу, не только воскрешает мотивы народной легенды, но и передает отношение народа к враждебной, угнетающей его панской власти. Эти слова, имеющиеся в автографе, но не вошедшие по цензурным причинам в печатный текст, являются ключом к замыслу повести, раскрывают внутренний ее смысл.

Рассказчик с эпическим спокойствием повествует о порядках бурсы, с добродушным юмором рисует своих героев, подчеркивая бытовые, комические детали, ярко характеризующие бурсаков. Здесь проявилось основное свойство гоголевского стиля — его юмор, который делает образы, созданные писателем, необычайно живыми, естественными, близкими читателю.

Хома Брут главный герой повести «Вий»

Фантастическое и реальное в повести Н. Три дня и три ночи Хомы Брута……………………………………………. Любое талантливое произведение обычно многогранно и не может быть сведено к одной единственной формуле, рассматриваться с одной единственной точки зрения. Истина эта в полной мере относится к известной повести Николая Васильевича Гоголя.

обновляется семантика «страха Божьего» (свершается переход гословия, всегда была отмечена гностическим дерзновением; она не могла и не хотела Что вы делаете из Хомы Брута! Хома Брут — это демократ, бурсак.

Современная литературоведческая наука располагает огромным количеством работ, посвященных Н. Гоголю, что свидетельствует о неугасающем интересе к творческому наследию этого необычного художника, принадлежащего к тем писателям, творчество которых скрывало много тайн и загадок, возбуждающих воображение, вызывающих споры, никого не оставляющих равнодушными. Гоголевская поэтика содержит в себе множество элементов, которые ещё требуют своего научного объяснения.

К их числу, несомненно, следует отнести трагическое и ужасное. В последнее время в научной литературе о Гоголе всё более интенсивно разрабатывается религиозно-философская сторона его мировоззрения и творчества, что нашло отражение в работах В. Обращение к религиозно-философской направленности литературоведческой мысли открывает перед исследователями много нерешённых проблем, одной из которых является проблема художественного выражения трагического и ужасного в творчестве Н.

Гоголя, которая ещё не была достаточно подробно рассмотрена в литературе о писателе, поскольку исследователи касались этой темы в основном частично, в связи с общей характеристикой творчества и мировоззрения художника. Осмысление ужасного как своеобразной художественной стихии, свойственной многим, произведениям Н. Гоголя, находим уже у А.

Журнал «Фило»

Фантастическое как категория поэтики литературного произведения 1. Поэтика фантастического в повестях Н. Гоголь появился в русской литературе тогда, когда романтическая и таинственная повесть становились необыкновенно модными и популярными: Гофмана, рассказывались различные устрашающие истории о ведьмах и колдунах, о мертвецах, которые встают из могил. Несмотря на то, что Гоголь был глубоко верующим человеком и происходил из богобоязненной семьи, он не был чужд мистики, в нем было сильно чувство интерфенального.

А увлечение фантастическим и невероятным неизбежно ведет художника в область тьмы, потусторонних сил, необъяснимого, ирреального, в область ужаса во всей полноте его художественного выражения.

Как бы то ни было, прибили для страха Олеговы дружинники свои ворчал Писец. - Как слезам быть, когда сердце дерзновения не имеет вот и читал молитвы громким голосом, как Хома Брут, чтоб не страшно было.

Фантастическое и реальное в повести Н. Для достижения этой цели я поставила следующие задачи: Объектом моего исследования является повесть Н. Предметом моей работы стало исследование художественных приемов, используемых автором, отличительные черты гоголевской фантастики, а также вплетение фантастического в реальную жизнь. Данную работу можно использовать как материал к урокам, для выступлений на литературных вечерах, для оформления школьной газеты и т. Известный собиратель и исследователь фольклора А.

Они у него так густо заросли, что совсем затмили зрение; чтобы он мог взглянуть на мир, нужно несколько силачей, которые смогли бы поднять ему брови и ресницы железными вилами, но тогда уже ничто не утаится от его взоров. Это мифическое существо, у которого веки опускаются до самой земли, знакомо всякому, кто читал Гоголя; однако некоторые любопытные черты, приписываемые Вию народной молвой, не вошли в его поэтический рассказ.

Урок внеклассного чтения по повести Н. В. Гоголя «Вий» (7класс, 2 часа)

Извините, но для просмотра этой страницы у Вас недостаточно прав. Вы должны авторизоваться или пройти регистрацию.

Именно втаком ключе трактует автор и полет Хомы на ведьме, где .. Ефимова Е.С. Страх и дерзновение Хомы Брута // Литература в школе. .

Выбранные места из переписки с друзьями. Айрис-пресс, , - с. Полное собрание сочинений Н. Художественная литература, , - ТТ. Правда, - с. Гоголь в воспоминаниях современников - м.: Гослитиздат, , - с. Гоголь в русской критике. Гослитиздат, с. Размышления о Божественной литургии: Размышления о Божественной литургии [Подгот. Комедия в пяти действиях.

Своеобразие фантастики в повести Вий - реферат

для -адреса За дополнительной информацией обращайтесь по адресу .

Ефимова Е.С. Страх и дерзновение Хомы Брута // Литература в школе. . № 1. Иваницки Архетипы Гоголя // Литературные архетипы и.

Статья посвящена образу Вия в одноименной повести Н. Гоголя и рассматривает заглавный персонаж как отражение экзистенциального страха смерти, а также уделяет внимание преодолению этого страха и эмоциональному катарсису, что сближает произведение с мифологическим рассказом. . Образ Вия в повести Н. Поэтические воззрения славян на природу. Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований, в связи с мифологическими сказаниями других родственных народов.

Статья (7, 8 класс) на тему: Страх и дерзновение Хомы Брута (НВ Гоголь"Вий") 7-8 кл

Наоборот, будучи глубоко верующим человеком, Гоголь не носил никакого амулета или ладанки и всегда сознательно сопротивлялся любым проявлениям мистицизма, в том числе и религиозного. В письме к матери о духовном воспитании одиннадцатилетней сестры Елизаветы Гоголь настойчиво просил: Там для дитяти тоже все непонятно: Гоголь вновь напомнит матери: Когда он находился в Италии, до него дошли слухи, что его подозревают в увлечении мистическо-религиозной практикой Католической церкви.

На это в письме своему другу Степану Шевыреву он писал:

Ефимова Е. С. Страх и дерзновение Хомы Брута // Лит. в шк. - - № 1. - С. Иваницкий А. И. Текст и подтекст: (Смысловые уровни"Повести о.

Картины природы идиллически-мирной перемешаны здесь у Гоголя с пейзажами, полными мистического ужаса и тревоги. Красавица-панночка, дочь сотника, обладает способностью оборачиваться в собаку и в старуху; она пьет кровь у людей, особенно у детей; она носится на плечах у тех парней, которые ей нравятся, и замучивает их. Про неё много страшных историй знают дворовые её отца.

Пристрастие романтиков к пользованию волшебными мотивами народного творчества было присуще и Гоголю. Ему достаточно было намека для того, чтобы его собственное воображение легко и свободно начинало творить в этой области. Гоголь тяготел к этому миру фантазии и потусторонней жизни, вероятно, потому, что, нервный и впечатлительный с детства, он сам не чужд был мистицизма [2]. Вот почему все то ужасное, что творилось по ночам в церкви, около гроба ведьмы, описано Гоголем в таких ярких, живых красках, что производит впечатление кошмара, горячечной галлюцинации.

Хома Брут несёт на себе ведьму. Это опять какая-то галлюцинация, — рассказ о своем, когда-то виденном, сне.

Дмитрий Савин - Ариозо Хомы Брута, «Вий», НТМК