Путь к совершенству. Лествица Иоанна

СЛОВО 26 О рассуждении помыслов и страстей, и добродетелей Рассуждение в новоначальных есть истинное познание своего устроение душевного; в средних оно есть умное чувство, которое непогрешительно различает истинно доброе от естественного, и от того, что противно доброму; в совершенных же рассуждение есть находящийся в них духовный разум, дарованный Божественным просвещением, который светильником своим может просвещать и то, что есть темного в душах других. Или же, рассуждение в общем смысле в том состоит и познается, чтобы точно и верно постигать божественную волю во всякое время, во всяком месте и во всякой вещи. Оно находится в одних только чистых сердцем, телом и устами. Кто благочестно низложил первые три из главных страстей [1] , тот низложил вместе и пять последних [2] ; но кто нерадит о низложении первых, тот ни одной не победит. Рассуждение есть совесть неоскверненная и чистое чувство [3]. Никто по неразумию своему да не впадет в неверие, видя или слыша в монашеской жизни бывающее выше естества; ибо где Бог, превысший естества, являет Свое присутствие, там много бывает вышеестественного. Все брани бесовские происходят от трех главных причин: Окаянен первый; всеокаянен второй; третий же - треблажен.

КОНТАКТЫ ПОРТАЛА

Если ваш обозреватель"в целях безопасности ограничил отображение активного содержимого", то имейте в виду следующее: Элементы здесь не используются, а нужен только для навигации по страницам книжки. Вы можете"Разрешить запуск активного содержимого этим файлом", если щелкните там, где обозреватель рекомендует. Вы также можете в"Свойствах обозревателя, дополнительно" включить: Всем, поспешающим написать имена свои в книге жизни на небесах, настоящая книга показывает превосходнейший путь.

Преподобный Иоанн Лествичник подвизался на горе Синае, столь известной по ветхозаветным сказаниям. Святой Иоанн пришел на Синай ти лет, на м году был пострижен в иноческий образ. В продолжение девятнадцати лет преподобный Иоанн совершал подвиг спасения в послушании своему духовному отцу. После этого он ушел на поприще безмолвия в избранное им пустынное место, где провел сорок лет, пребывая в трудах, молитве и покаянии.

Преподобный Иоанн соорудил как бы лествицу из 30 ступеней, равночисленных возрасту Господню, имея целью представить путь постепенного восхождения к нравственному совершенству, и дал верное и надежное руководство в духовной жизни для ревнующих о благочестии и спасении своей души. Ступени лествицы — это перехождение от силы в силу на пути стремления человека к совершенству, которое не вдруг, но только с постепенностью может быть достигаемо, подобно тому как и Царствие Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его Мф.

Если обретешь кротость и негневливость, то освободишь ум из плена. Негневливость есть ненасытимое желание бесчестия. Начало негневливости — молчание уст при смятении сердца, середина — молчание помыслов при кратком смятении души, а конец — незыблемая тишина при дыхании нечистых ветров. Если признак крайней кротости состоит в том, чтобы и в присутствии раздражающего сохранять тишину сердечную и залог любви к нему; то, без сомнения, крайняя степень гневливости обнаруживается тем, что человек наедине с собою, словами и телодвижениями как бы с оскорбившим его препирается и ярится.

Гнев есть припоминание затаенной ненависти, то есть памятозлобия. Досада есть неприятное движение, гнездящееся в душе. Гнев есть желание сделать зло огорчившему.

Предисловие Книги Сей, именуемой Скрижали Духовные. Всем, поспешающим написать имена свои в книге жизни на небесах, настоящая книга показывает превосходнейший путь. Шествуя сим путем, увидим, что она непогрешительно руководит последующих ее указаниям, сохраняет их неуязвленными от всякого претыкания, и представляет нам лествицу утвержденную, возводящую от земного во святая святых, на вершине которой утверждается Бог любви. Сию, думаю, лествицу видел и Иаков, запинатель страстей, когда покоился на подвижническом ложе.

Но взойдем, умоляю вас, с усердием и верою, на сей умственный и небошественный восход, начало которого - отречение от земного, а конец - Бог любви. Преподобный отец премудро рассудил, устроивши для нас восхождение, равночисленное возрасту Господнему по плоти; ибо в возрасте тридцати лет Господнего совершеннолетия гадательно изобразил лествицу, состоящую из тридцати степеней духовного совершенства, по которой достигши полноты возраста Господня, мы явимся поистине праведными и непреклоняемыми к падению.

Четверг Седмица я по Пятидесятнице. … Апостола Фомы. Евангельское чтение дня доступно по ссылке - .

7% «Лествицы»: избранные цитаты

Иоанна Лествичника Уважаемые читатели! О безумной гордости Гордость есть отвержение Бога, бесовское изобретение, презрение человеков, матерь осуждения, исчадие похвал, знак бесплодия души, отгнание помощи Божией, предтеча умоисступления, виновница падений, причина беснования, источник гнева, дверь лицемерия, твердыня бесов, грехов хранилище, причина немилосердия, неведение сострадания, жестокий истязатель, бесчеловечный судья, противница Богу, корень хулы.

Превозносись только теми добродетелями, которые ты совершил прежде рождения твоего; а те, которые ты исполнил после рождения, даровал тебе Бог, как и самое рождение.

По устранении от мира, чрез что возвращаются к нам страсти? Послушание названо исповедничеством, без которого никто из страстных не узрит Господа. Какой вред непобедившему выходить на безмолвие? Для борьбы со страстьми необходимо иметь наставника. Злоба страстей разнообразна и в медлительности, и в скорости. Прежде очищения от страстей не должно, сверить слезам. Некто помышлением о своем плаче удерживал себя от тщеславия, гнева, насыщения и от других страстей.

ИОАНН ЛЕСТВИЧНИК

Агриков Тихон Степень О малодушной боязливости Враг человеческого рода всякими путями стремится препятствовать подвижнику в делах добродетели и духовного совершенствования. И особенно, нужно сказать, нетерпим и страшен ему бодренный и молитвенный подвижник. Поэтому он всячески старается лишить воина Христова именно этого духовного оружия — молитвенной бодренности.

Мы мало знаем о его жизни до прихода на Синай, но это мало и печалит, потому что вся его истинная жизнь прошла в Синайской обители. Преподобный Иоанна Лествичник Предполагают, что родиной его был Константинополь. Гора Синай в Священном Писании часто называется горой Божией. С ее вершины был дан ветхозаветному человечеству закон от Бога, воспринятый Моисеем. Подвижники раннего христианства приходили сюда, ища безмолвия и уединения.

К веку Синай покрыли монашеские скиты, здесь скрывалась от гонений святая великомученица Екатерина. Тихий и безмятежный покой пустынников Синая не смели нарушать даже полководцы Магомета, но это позднее.

Греховные страсти и борьба с ними (по""Лествице"")

Гордость есть крайнее убожество души, которая мечтает о себе, что богата, и, находясь во тьме, думает, что она в свете. Превозносись только теми добродетелями, которые ты совершил прежде рождения твоего; а те, которые ты исполнил после рождения, даровал тебе Бог, как и самое рождение. Какие ты исправлял добродетели без помощи ума, те только и твои:

О малодушной боязливости, или страховании 1. Если ты с другими или в общежитии проходишь подвиг добродетелей, то боязливость не очень будет на тебя нападать; если же ты подвизаешься в местах безмолвнейших, то смотри, чтобы не овладела тобою сия дщерь неверия и порождение тщеславия. Боязливость есть младенчественный нрав в старой тщеславной душе. Боязливость есть уклонение от веры, в ожидании нечаянных бед. Страх есть предвоображаемая беда; или иначе, страх есть трепетное чувство сердца, тревожимое и сетующее от представления неведомых злоключений.

Страх есть лишение твердой надежды. Гордая душа есть раба страха; уповая на себя, она боится слабого звука тварей, и самих теней. Плачущие и болезнующие о грехах своих не имеют страхований; а страшливые часто лишаются ума; и по справедливости. Ибо праведно Господь оставляет гордых, чтобы и прочих научить не возноситься.

. Преподобный Иоанн Лествичник.

Иоанн Синайский в своей знаменитой"Лествице" говорит о смехе 18 раз. Больше всего о смехе говориться в слове, посвященному покаянному радостотворному плачу. Кроме покаянного контекста, смех также рассматривается в связи со страстями многословия, лжи, чревоугодия, окамененного нечувствия, ленности, тщеславия, блуда. Покаянный плач пред Богом о своих грехах — это добродетель, очищающая, обновляющая, исцеляющая, просвещающая человека, приводящая его к блаженной духовной радости о Христе.

Смех и смехотворство — грехи, противоположные смирению, покаянному плачу и духовной радости, ведущие человека к самооправданию, забвению своих грехов, осуждению ближних, безрасудству, блуду и вечной погибели.

О малодушной боязливости, или страховании. Если ты с другими или в общежитии проходишь подвиг добродетелей, то боязливость не очень будет на тебя нападать: Боязливость есть младенчественный нрав в старой тщеславной душе. Боязливость есть уклонение от веры, в ожидании нечаянных бед. Страх есть предвоображаемая беда; или иначе, страх есть трепетное чувство сердца, тревожимое и сетующее от представления неведомых злоключений.

Страх есть лишение твердой надежды. Гордая душа есть раба страха; уповая на себя, она боится слабого звука тварей, и самых теней.

Прп. Иоанн Лествичник о смехе

Архимандрит Тихон Агриков Преподобный Иоанн Лествичник как представитель восточного аскетизма Сочинение кандидата богословия иеромонаха Тихона Агрикова , написанное им в году по кафедре патрологии Московской Духовной Академии, печатается впервые по рукописям, хранящимся в архиве МДА. Введение Священное Писание и творения святых отцов, как неисчерпаемые духовные источники животворной Божественной правды, открывают нам крестные и самоотверженные подвиги святых людей — людей Божиих, которые показали и оправдали своею высокою жизнью действительную и необходимую для каждого верующего в Бога борьбу со грехом.

Сам Господь наш Иисус Христос боролся с грехом, неправдою и расстройством человеческой природы и показал истинный, самоотверженный, даже до смерти, смерти же крестной ср.: Святые отцы Церкви и вообще все подвижники о Христе единогласно убеждают в необходимости подвига для всех верующих.

В первых двух случаях люди нередко людьми же были исцеляемы; но последнее от людей неисцельно. Ибо праведно Господь оставляет гордых, чтобы и прочих научить не возноситься. Страх есть лишение твердой надежды. Если же ты хоть немного уступишь сей младенчественной и смеха достойной … В сети.

2/84 Иоанн Лествичник. Лествица. Oб oтpeчeнии oт жития миpcкoгo, часть 1